Карта сайта
Vluvre.ru - сайт целиком и полностью посвящен музеям Лувра.

Найденные два шедевра Эдварда Мунка




31 августа 2006 года вся Норвегия стояла на ушах: наконец были найдены два шедевра Эдварда Мунка «Мадонна» и «Крик». Сотрудники музея, из которого украли картины, рыдали от счастья, полицейские радовались как дети, а одна из старейших городских галерей поила всех желающих шампанским..Норвежцев можно понять: предшествующие два года и девять месяцев они едва ли не носили национальный траур по украденным полотнам. А ведь это было далеко не первое похищение Мунка  грабители питают к его творчеству неподдельный интерес.



Первая кража была совершена в 1988 году: картину «Вампир» похитили из Музея Мунка, но, к счастью, быстро обнаружили. В 1993 году из Национальной картинной галереи Норвегии украли «Портрет в студии», который не нашли по сей день. А в 1994 году преступники стащили «Крик», оцениваемый в 60-75 миллионов долларов. Двое воришек пробрались в галерею ночью
и управились за несколько минут. Пока один разбивал окно, второй срезал картину с металлических тросиков, на которых она висела, после чего оба выбрались наружу через проем. Ловкие грабители оставили издевательскую записку: «Спасибо за плохую охрану!» Кража совпала с началом зимней Олимпиады в Лиллехаммере, поэтому многие решили, что исчезновение Мунка — хитрый пиар-ход. Но не прошло и месяца, как неизвестные предложили музею вернуть национальное достояние за миллион долларов, однако музейщики на сделку не пошли. Через несколько месяцев картина была обнаружена в отеле одного из приморских курортных городов на юге страны. А в начале 1996 года два человека, обвиненные в причастности к краже, получили тюремные сроки. Любопытно, что один из них, как оказалось, страстный почитатель Мунка, отмотав срок, стал легальным арт-дилером.

Похищение 1994 года вызвало много нареканий в адрес Национальной галереи: во-первых, картина не была застрахована, во-вторых, не соблюдались элементарные меры безопасности. Казалось бы, музейщики должны были сделать надлежащие выводы, дабы в дальнейшем прецедент не повторился. Однако через десять лет похитили уже не только «Крик» (правда, другой его вариант, всего их четыре), но и «Мадонну». На этот раз грабители избрали своей целью не Национальную картинную галерею, а Музей Мунка в Осло. Да и действовали они крайне нагло. 22 августа 2004 года, в воскресенье, когда в музее было полно народу, в зал ворвались два человека в масках и, угрожая оружием, уложили на пол охранника, смотрителей и посетителей. Преступники вынесли полотна без единого выстрела, погрузили в машину и были таковы. Автомобиль марки «ауди» в тот же день был обнаружен на одной из улиц Осло с пустыми рамами от картин. Ограбление вошло в историю не только потому, что было похищено национальное достояние, — впервые в истории королевства грабители вооружились огнестрельным оружием. Но норвежцев больше всего возмутило не это — обе картины были застрахованы от пожара и наводнения, но не от кражи!От греха подальше Музей Мунка сразу после ограбления закрыли на целый год, а в других местах, где хранились подлинники художника, была усилена охрана. В столичном отеле «Континенталь» три полотна мастера заменили фотокопиями, которые вскоре благополучно... стащили.

Камеры наружного наблюдения зафиксировали воров, но полиции, прибывшей на место через 15 минут после происшествия, это не помогло. Задержать преступников по горячим следам тоже не удалось, несмотря на то что власти перекрыли все границы. Оставалось ждать от грабителей требований выкупа. Но те не спешили вступать в переговоры. Полицейским пришлось смириться с мыслью: преступление тщательно планировалось, а преступники — не дураки, поскольку почти год стражи порядка не могли обнаружить ни одной улики. Муниципалитет Осло даже пообещал вознаграждение в 2 миллиона крон(413 тысяч долларов) за информацию о местонахождении полотен и попросил неведомых злоумышленников обращаться с картинами бережно. В ходе масштабной операции одних только телефонных разговоров было прослушано больше 70 тысяч! Было проведено множество допросов, но все безрезультатно.А пока суд да дело, общественности довелось не раз поволноваться. Так, в одной национальной газете прошла информация о том, что «Мадонна» и «Крик» сожжены похитителями, отчаявшимися продать картины внутри страны или вывезти их за границу. Позже это сообщение было опровергнуто. В другой раз поводом для беспокойства стало заявление самого знаменитого похитителя произведений искусства XX века Рене ван дер Берге, больше известного под прозвищем Эрик Бельгиец. По словам экс-вора, картины могут никогда не найти, если их украли по заказу коллекционера-маньяка, а таких любителей искусства хватает. Он способен навеки упрятать шедевры в своем доме и никому их не покажет,
поскольку заряжается от них энергией.


Помог случай. С 2004 года лучшие сыщики страны расследовали другое громкое ограбление. Через год им удалось выйти на след организатора преступления — шведа Давида Тоску, который в итоге получил 19 лет тюрьмы. 21 августа 2006 года о Тоске вновь заговорили, вернее, он сам о себе напомнил. В газетах появились сообщения о том, что адвокат шведа ведет переговоры с прокурором, выступившим обвинителем по его делу. Похоже, Тоске не хотелось мотать такой срок, и он решил открыть кое-какие секреты в обмен на свободу. Видимо, сделка состоялась. Во всяком случае, ровно через десять дней — 31 августа — «Мадонна» и «Крик» были обнаружены. Где они все это время находились, так и осталось неизвестным. Всего по делу были задержаны шесть человек. Пятерым было предъявлено обвинение в соучастии в краже, шестому — в хранении краденого. Троеиз задержанных позже были отпущены на свободу. Остальные получили разные сроки: от 8 до 17 лет. Двум осужденным предписывалось возместить ущерб музею в размере 96,5 млн евро.Полицейские наконец трубили победу. «Мы опасались, что полотна будут в худшем состоянии», — заявил журналистам инспектор полиции Ивер Стенсрюд. У «Крика», нарисованного на картоне, был сломан угол, на «Мадонне» зияла дырка. Кроме того, обе картины были в царапинах и пятнах. Однако полотна подлежали восстановлению, и это была самая приятная новость. Реставрация длилась два года, и 23 мая 2008 года шедевры заняли свои привычные места в музее.